Энергетическая установка судна как электростанция

Дизель-электроход начал использоваться в судостроении сравнительно давно.

Дизель-электроход начал использоваться в судостроении сравнительно давно, однако не получил широкого применения из-за больших потерь энергии во время ее превращения из механической в электрическую и обратно. Что считается также накладным с финансовой точки зрения.

Среди известных на данный момент дизель-электроходов, в основном, пассажирские лайнеры и некоторые вспомогательные суда.

Несмотря на более низкий КПД, на крупных судах, работающих в портах, где необходимы постоянные маневры и быстрое изменение подводимой мощности от минимальной к максимальной, такая система и до сих пор удобна и оправдана.

Кроме того, электродвижение позволяет размещать судовую электростанцию в любом неудобном для других целей месте, что более рационализирует внутреннюю планировку, а благодаря дроблению мощности между несколькими двигателями техобслуживание и ремонт двигателей в рейсе становится более удобным.

История отечественного гражданского судостроения ассоциируется в больше мере с судами грузовыми, вспомогательными и малым флотом.

Так уж сложилось, что серийные большие пассажирские суда для СССР строились за рубежом. Исключение составила разве что небольшая серия теплоходов 860 проекта, которую построили на сибирских судозаводах.

В начале февраля 1946 года произошла передача бывшей "Patria" новому владельцу - СССР.  И был назван  - "Россия"


Итак, в 1938 году, "Patria" была крупнейшим дизель-электрическим пассажирским судном в мире.

Однако, не успев вступить в эксплуатацию, судно оказалось «на волосок» от гибели.

После проведения ходовых испытаний для осмотра винто-рулевого комплекса лайнер необходимо было поставить в док. Для этого был задействован плавучий док.

Во время докования произошёл сбой при заполнении отсеков дока, и док вместе с находящимся внутри судном опрокинулся. Только небольшая глубина в районе Райерштиг не позволила доку вместе с судном полностью лечь на борт.

В результате многодневной работы удалось спасти судно, возвратив его в нормальное положение (поставить на "ровный киль").

27 августа 1938 года, "Patria-Россия" ушла в свой первый трансатлантический рейс из Гамбурга через Антверпен, Саутгемптон, Шербур, Кингстаун, Кристобаль, через 9 портов на западном побережье Южной Америки. 

Во многих посещаемых портах "Patria-Россия" была в центре внимания публики. 

До начала II Мировой войны "Patria" оставалась лучшим судном на этом направлении, своего рода - лидером. С заполняемостью кают на "Patria" судоходная компания не имела особых забот. 

Вторая мировая война прервала мирные рейсы лайнера. С 1940 по 1942 годы "Patria" в специальной маскировочной раскраске стояла в Щецине в качестве военного общежития.

Энергетическая установка судна использовалась как электростанция - для подачи электроэнергии в город.

Затем в 1942 году лайнер перевели во Фленсбург, где он выполнял аналогичные функции. Также использовалась в военных целях мощная и современная по тому времени судовая радиостанция.

Во Фленсбурге судно служило также общежитием для членов семей кадрового состава ВМФ Германии. В конце апреля 1945 г. после самоубийства Гитлера, во главе «третьего рейха» оказалось «правительство» гросс-адмирала Дёнитца. Его прибежищем стал пограничный (близ Дании) город Фленсбург.

7 мая гросс-адмирал Дёнитц по радио приказал всем германским судам уходить из портов и баз, которым угрожали советские войска. Началось массовое бегство флота на запад. Суда, которые не могли выйти в море, уничтожались.

Отмечая этот факт, И.В.Сталин писал президенту США: «…Германия сдала на основе капитуляции весь свой военный и торговый флот англичанам и американцам.

Должен сообщить, что советским вооруженным силам германцы отказались сдать хотя бы один военный или торговый корабль, направив весь свой флот на сдачу англо-американским вооруженным силам».

В начале мая Советская Армия овладела Берлином, вышла на побережье Балтийского моря.

8 мая 1945 г. в пригороде Берлина представители германского верховного командования вынуждены были подписать акт о безоговорочной капитуляции.

01 июля 1945 года в г. Киль судно было официально объявлено британской военной добычей и перешло под юрисдикцию Великобритании. Дизель-электроход получает новое название - "Empire Welland". Последовало переустройство судна на британской судоверфи "Harland & Wolff" для перевозки войск.

Под английским флагом "Empire Welland" успела совершить два рейса по маршруту Ливерпуль - Нью-Йорк. Советская делегация на Потсдамской конференции подняла вопрос о пропорциональном разделе оставшегося уцелевшим германского торгового флота.

На заключительных заседаниях конференции было объявлено, что немецкий торговый флот независимо от его местонахождения будет поровну разделен между СССР, США и Великобританией.

В начале февраля 1946 года произошла передача бывшей "Patria" новому владельцу - СССР.

Лайнер получил новое название - "Россия", и вошёл в состав Совторгфлота с портом приписки - Одесса. Вскоре "Россия" становится на трансатлантическую линию Одесса - Нью-Йорк.

Достаточно много наших людей находилось и в США. Для их возвращения в Советский Союз была открыта линия Одесса - Нью-Йорк.

Сначала на эту линию был поставлен уцелевший в годы войны лайнер «Вячеслав Молотов» (в будущем - «Балтика»), однако после первого же рейса стало ясно, что требуется судно большей вместимости, и «Молотова» заменили «Россией». Про эти рейсы известно, к сожалению, немного.

В 1948 году власти США под формальным предлогом пытались задержать "Россию" в Нью-Йорке. Начиная с 1948 года, дизель-электроход "Россия" стал работать на пассажирской экспрессной каботажной линии Одесса - Батуми. Впервые на эту линию вышло судно такой величины.

И именно эта, в общем-то, местная линия и принесла вечную славу лайнеру, а многим морским пассажирам и туристам - незабываемые на всю жизнь впечатления.

«Россия» не пострадала в результате бомбардировок во время войны; она не была потоплена; внешне и внутренне лайнер сохранился в первозданном виде; его не поднимали с морского дна и затем не восстанавливали .

Поездка из Одессы в Сочи на лайнере "Россия" даже в каюте третьего класса считалась настоящим праздником.